Назначение комплекса
Комплекс предназначен для проведения психодиагностического обследования учащихся начальных, средних и средних специальных учебных заведений в рамках психологического сопровождения учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей и консультационно-профилактической работы, а также в рамках предпрофильного и профильного обучения (профориентации).
Основные характеристики комплекса
Методическое обеспечение (тестовая библиотека) комплекса включает в себя более 120 психодиагностических методик и состоит из нескольких тематических разделов, отражающих основные виды психодиагностической работы школьного психолога:
- Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей 6-8 лет;
- Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей 8-10 лет;
- Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса подростков (10-15 лет);
- Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса школьников старшего возраста (15-17 лет);
- Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности школьников старшего возраста;
- Диагностика социально-профессионального самоопределения (профориентация);
- Оценка межличностного взаимодействия и социально-психологического климата в учебных коллективах (классах);
- Диагностика девиантного поведения школьников;
- Диагностика родительско-детских отношений;
- Психологическое сопровождение учителей.
Комплекс обеспечивает
Проведение психодиагностического обследования в диалоговом (индивидуальном) и в бланковом (групповом) форматах по более, чем 100 психологическим, психофизиологическим и социально-психологическим методикам, а также по готовым проблемно-ориентированным тестовым батареям.
Повышение надежности и объективности результатов проведения обследований за счет компьютерной обработки данных и стандартизации процедуры проведения тестирования.
В интересах оценки индивидуальных особенностей школьников комплекс реализует широкий спектр методик психологического обследования, позволяющих оценивать характеристики мотивационно-потребностной сферы, личностные особенности, интеллектуальные способности, а также психомоторные, нейродинамические, аттенционные, мнемические и сенсорно-перцептивные характеристики индивида.
В интересах изучения социально-психологических процессов в учебных коллективах (классах), комплекс реализует набор методик оценки социально-психологического климата, групповой сплоченности, особенностей межличностного восприятия, межличностной совместимости, включая социометрию, референтометрию, методику оценки делового и эмоционального лидерства и др.
В интересах изучения девиантных форм поведения учащихся комплекс реализует методики оценки склонности к делинквентным и аддиктивным формам поведения, склонности к риску, уровня агрессивности, импульсивности и нонконформизма.
В интересах изучения родительско-детских отношений комплекс реализует методики оценки личностных особенностей родителей, родительского отношения и анализ семейного воспитания.
В интересах оценки индивидуальных особенностей учителей комплекс реализует методики оценки мотивационно-потребностной сферы, личностных особенностей, интеллектуальных способностей, межличностного общения.
Отличительные особенности комплекса
При реализации тестовых заданий в диалоговом формате обследования обеспечивается инструктирование испытуемых, облегченный режим тренировки, контроль хода выполнения теста с элементами корректирующей обратной связи, исключающий получение недостоверных данных.
Регистрация ответных действий испытуемого в ходе диалогового обследования осуществляется с помощью специальной психодиагностической клавиатуры, что обеспечивает быстрое овладение испытуемым навыками выполнения тестовых заданий.
Для большинства тестов осуществляется печать тестовых материалов (буклетов и бланков), необходимых для проведения группового обследования, и автоматизированная обработка регистрационных бланков, заполненных испытуемыми.
Наряду с готовыми проблемно-ориентированными тестовыми батареями имеется возможность формирования произвольного количества пользовательских тестовых батарей, состав и последовательность заданий в которых устанавливается в произвольном порядке, отвечающем целям обследования. Оцениваемым показателям могут быть присвоены оптимальные значения и весовые коэффициенты, отражающие их вклад в интегральную оценку степени соответствия результатов тестирования каждого испытуемого заданным критериям. При этом возможен учет, в том числе, нелинейных связей оцениваемой переменной с критерием, а также ввод «срезающих» оценок. По результатам выполнения тестовой батареи возможен как единичный, так и множественный прогноз (в случае задания нескольких профилей).
Результаты обследований представляются в текстовой, табличной и графической формах. Предусмотрен экспорт данных в формате основных табличных процессоров.
Обеспечивается возможность структурирования базы тестовых данных; селекции данных по различным признакам и атрибутам паспортных данных; апостериорной «сборки» результатов выполнения отдельных тестов в тестовые батареи.
Развитые средства комплексного анализа массивов психодиагностических данных позволяют проводить стандартизацию результатов обследования, расчет рейтингов, дескриптивных статистик, оценку психометрической надежности и соответствия тестовым нормам, межгрупповое и межиндивидуальное сравнение результатов обследования и пр.
АППДК может поставляться как в стационарном, так и в мобильном вариантах.
Стационарный вариант состоит из настольной ПЭВМ с предустановленным специальным программным обеспечением УПС «Мультипсихометр» (версия для учебных заведений), многофункционального устройства типа принтер-сканер-копир, источника бесперебойного питания и комплекта специальных периферийных устройств (КСПУ).
Мобильный комплект состоит из портативной ПЭВМ с предустановленным специальным программным обеспечением УПС «Мультипсихометр» (версия для учебных заведений), портативного сканера, комплекта специальных периферийных устройств (КСПУ).
Комплект специальных периферийных устройств (КСПУ) может подключаться как к стационарному, так и к мобильному комплектам. Он включает в себя:
- блок специализированной психодиагностической клавиатуры;
- блок психомоторных тестов;
- аналоговый манипулятор (джойстик);
- ножную педаль;
- головные телефоны.
Средняя пропускная способность обследования:
- в индивидуальном интерактивном формате – 5 - 8 чел./день;
- в групповом бланковом формате – 150 - 200 чел./день.
Общая масса составных частей стационарного комплекта – 25 кг, мобильного – не более 5 кг. Время готовности к работе – не более 5 мин.