В.А.Корзунин, доктор психологических наук, профессор. Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова МО РФ, г. Санкт-Петербург.
В.В. Юсупов, кандидат медицинских наук, доцент. Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова МО РФ, г. Санкт-Петербург.
Д.Н. Церфус, кандидат медицинских наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург.
Ключевые слова
Профессиональный психологический отбор, военное училище, военный вуз, профессионально важные качества, довузовская подготовка, интеллектуальное развитие, психофизиологические качества, личностные качества, кандидаты для обучения, девиантное поведение, суицидальный риск, военно-профессиональная адаптация.
По результатам проведения мероприятий профессионального психологического отбора осуществлен сравнительный анализ профессионально важных психофизиологических и личностных качеств кандидатов на обучение в Военно-медицинской академии, окончивших различные общеобразовательные учреждения (училища Минобороны РФ, школы и средние специальные училища Минобрнауки РФ).
Таким образом, были сформированы три группы обследуемых кандидатов на обучение: а) выпускники («кадеты») военных училищ (Нахимовское училище, суворовские училища или кадетские корпуса, n = 177); б) выпускники («школьники») средних общеобразовательных школ или лицеев (n = 169); в) выпускники («студенты») медицинских училищ (n = 178).
В качестве стимульного материала для оценки психофизиологических показателей испытуемым предъявлялась достаточно хорошо известная «батарея» КР 3 - 85 (Кулагин Б.В., Решетников М.М., 1985), состоявшая из семи субтестов («Аналогии», «Арифметический счет», «Зрительная память», «Исключение слов», «Кубы», «Силлогизмы» и «Числовые ряды»), направленных на оценку уровеня и особенностей развития основных познавательных психических процессов: кратковременной, оперативной и долговременной знаковой и вербальной памяти, объема и распределения внимания, характеристик мышления (логичность, пространственное мышление, умение оперировать вербальной и знаковой информацией). Кроме того, учитывались показатели продуктивности, эффективности и надежности выполнения тестовых заданий. Интегральным показателем выполнения психофизиологических тестов являлся, так называемый, «уровень общего интеллектуального развития» (ОИР).
Личностные особенности кандидатов изучались по результатам использования клинико-психологического опросника СМИЛ, шкалам третьего и четвертого уровней «Многоуровнего личностного опросника (МЛО) Адаптивность» и показателям методики «Военно-профессиональная пригодность (ВПП)».
При групповом сравнении для обеспечения выбранного критического уровня значимости, равного 0,05, было установлено пороговое значение α = 0,017.
Результаты сравнительного анализа выявили статистически значимые различия в группах по многим показателям. Так из таблицы 1 видно, что кадеты превосходили кандидатов, окончивших медицинское училище (студенты), как по отдельным субтестам (исследуемым показателям развития познавательных психических процессов), так и по интегральному показателю ОИР (132,7±23,4 и 102,2±25,8, соответственно). Различия в результатах выполнения тестовых заданий составили в среднем 29,8% (p ≤ 0,05).
Субтесты батареи КР 3 - 85 | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
мед. училище (n = 178) | военное училище (n = 177) | ||
«Аналогии» | 6,897* | 12,2±6,0 | 16,9±6,8 |
«Арифметический счет» | 11,074* | 13,4±4,4 | 18,5±4,2 |
«Зрительная память» | 8,689* | 15,9±5,4 | 20,8±5,3 |
«Исключение слов» | 8,309* | 13,9±5,1 | 18,1±4,5 |
«Кубы» | 9,097* | 11,2±5,1 | 16,5±5,8 |
«Силлогизмы» | 7,738* | 15,8±6,7 | 20,6±4,9 |
«Числовые ряды» | 4,129* | 15,5±5,7 | 18,0±5,9 |
ОИР – интегральный показатель | 11,657* | 102,2±25,8 | 132,7±23,4 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
При этом кадеты демонстрировали более высокие показатели:
- развития логического мышления при оперировании как знаковой, так и вербальной информацией: значения по методике «Аналогии» в среднем в группе кадет были выше, по сравнению с группой «студентов», на 38,3% (p ≤ 0,05), по методике «Числовые ряды» – на 38,1% (p ≤ 0,05), по методике «Силлогизмы» в среднем на 47,5% (p ≤ 0,05);
- объема оперативной памяти: по методике «Зрительная память» в среднем на 30,4% (p ≤ 0,05);
- скорости мыслительных операций по методике «Арифметический счет» – на 30,4% (p ≤ 0,05);
- произвольного внимания: по методике «Исключение слов» – на 30,4% (p ≤ 0,05);
- пространственного мышления: по методике «Кубы» – на 16,5% (p ≤ 0,05).
Сравнительный анализ результатов в группах кадет и выпускников общеобразовательных школ показал, что кадеты также имели более высокие значения развития психических познавательных процессов (табл. 2). Однако, различия в результатах выполнения тестов были несколько меньшими.
Субтесты батареи КР 3 - 85 | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
военное училище (n = 177) | средняя школа (n = 169) | ||
«Аналогии» | 1,471* | 16,9±6,8 | 15,8±7,4 |
«Арифметический счет» | 6,859* | 18,5±4,2 | 15,3±4,5 |
«Зрительная память» | 6,670* | 20,8±5,3 | 17,0±5,5 |
«Исключение слов» | 4,959* | 18,1±4,5 | 15,3±6,1 |
«Кубы» | 5,798* | 16,5±5,8 | 12,7±6,3 |
«Силлогизмы» | 7,657* | 20,6±4,9 | 16,6±4,8 |
«Числовые ряды» | 4,025* | 18,0±5,9 | 15,4±6,1 |
ОИР – интегральный показатель | 7,419* | 132,7±23,4 | 111,3±30,0 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
По величине интегрального значения развития познавательных процессов (ОИР) кадеты превосходили школьников в среднем на 19,2%. Показатели логического мышления у кадет были выше: по методике «Аналогии» в среднем на 7,4% (p ≤ 0,05), по методике «Числовые ряды» – на 21,2% (p ≤ 0,05), по методике «Силлогизмы» – на 18,6% (p ≤ 0,05); объем оперативной памяти, оцениваемый по методике «Зрительная память», у кадет в среднем был больше на 22,7% (p ≤ 0,05); скорость мыслительных процессов («Арифметический счет») была в среднем выше на 29,8% (p ≤ 0,05); характеристики произвольного внимания («Исключение слов») – в среднем на 24,2% (p ≤ 0,05). Развитие пространственного мышления у кадет, по сравнению со школьниками, было выше в среднем на 16,8% (p ≤ 0,05).
Кандидаты со средним общим образованием статистически значимо превосходили кандидатов со средним медицинским образованием по интегральному показателю ОИР на 8,9% (p ≤ 0,05) и по показателям развития логического мышления: по методике «Аналогии» в среднем на 29,2% (p ≤ 0,05), по методике «Числовые ряды» в среднем на 13,9% (p ≤ 0,05) и скорости мыслительных операций («Арифметический счет») в среднем на 13,6% (p ≤ 0,05) (табл. 3).
Субтесты батареи КР 3 - 85 | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
мед. училище (n = 178) | средняя школа (n = 169) | ||
«Аналогии» | 4,954* | 12,2±6,0 | 15,8±7,4 |
«Арифметический счет» | 3,859* | 13,4±4,4 | 15,3±4,5 |
«Зрительная память» | 1,796* | 15,9±5,4 | 17,0±5,5 |
«Исключение слов» | 2,287* | 13,9±5,1 | 15,3±6,1 |
«Кубы» | 2,474* | 11,2±5,1 | 12,7±6,3 |
«Силлогизмы» | 1,272* | 15,8±6,7 | 16,6±4,8 |
«Числовые ряды» | 0,062* | 15,5±5,7 | 15,4±6,1 |
ОИР – интегральный показатель | 3,030* | 102,2±25,8 | 111,3±30,0 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
При изучении личностных профилей кандидатов на обучение в военном вузе по методике СМИЛ было установлено, что у выпускников медицинских училищ или средних общеобразовательных школ они были достаточно однородны и по большинству шкал статистически значимые различия не выявлялись. Исключением являлись достоверно более высокие значения шкалы D (пессимистичность) у лиц со средним медицинским образованием (на 6,2%, p < 0,05).
Рисунок 1 – Средние групповые значения шкал в личностных «профилях» кандидатов на обучение, окончивших медицинское училище и среднюю общеобразовательную школу по методике СМИЛ
В то же время, кадеты статистически значимо отличались от школьников и студентов по целому ряду показателей, они имели (табл. 4, 5; рис. 1, 2):
более высокие значениия по шкалам достоверности (L, F и K) и эмоциональной лабильности - Hy (выше, чем в группах школьников и студентов на 5,8% и 5,7% соответственно, p ≤ 0,05);
более низкие значения по шкалам импульсивности - Pd (на 3,1% и 4,7% соответственно, p ≤ 0,05), индивидуалистичности - Sc (на 7,3% и 6,3% соответственно (p ≤ 0,05), оптимистичности - Ma (на 8,5% и 8,1% соответственно, p ≤ 0,05) и социальной интроверсии (Si на 9,3% и 10,8% соответственно, p ≤ 0,05).
Шкалы СМИЛ | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
кадеты (n = 177) | школьники (n = 169) | ||
Шкала L (лжи) | 11,344* | 55,2±11,0 | 45,1±3,9 |
Шкала F (валидности) | 7,453* | 53,2±5,4 | 60,5±11,7 |
Шкала K (коррекции) | 9,472* | 65,7±6,2 | 57,4±9,9 |
Шкала Hs (тенденции к сверхконтролю) | 0,670* | 51,6±5,4 | 51,1±8,2 |
Шкала D (пессимистичности) | 0,939* | 52,1±7,5 | 51,3±8,3 |
Шкала Hy (эмоциональной лабильности) | 4,085* | 54,5±6,0 | 51,5±7,7 |
Шкала Pd (импульсивности) | 2,420* | 56,2±5,2 | 58,0±8,5 |
Шкала Mf (мужественности-женственности) | 0,279* | 54,4±7,5 | 54,7±7,6 |
Шкала Pa (ригидности) | 1,714* | 50,4±6,1 | 51,9±9,6 |
Шкала Pt (тревожности) | 1,853* | 54,8±6,1 | 56,4±9,6 |
Шкала Sc (индивидуалистичности) | 4,333* | 55,6±6,2 | 60,0±11,8 |
Шкала Ma (оптимистичности) | 5,411* | 59,4±7,4 | 64,9±11,2 |
Шкала Si (социальной интроверсии) | 7,632* | 42,5±5,9 | 46,8±6,5 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
Рисунок 2 – Средние групповые значения шкал в личностных «профилях» кандидатов на обучение, окончивших военное училище (кадетский корпус) и среднюю общеобразовательную школу по методике СМИЛ
Шкалы СМИЛ | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
мед. училище (n = 178) | кадетский корпус (n = 177) | ||
Шкала L (лжи) | 11,57* | 45,2±9,6 | 55,2±11,0 |
Шкала F (валидности) | 9,402* | 61,8±10,9 | 53,2±5,4 |
Шкала K (коррекции) | 11,695* | 56,2±9,0 | 65,7±6,2 |
Шкала Hs (тенденции к сверхконтролю) | 0,463* | 51,9±8,2 | 51,6±5,4 |
Шкала D (пессимистичности) | 2,512* | 54,5±10,1 | 52,1±7,5 |
Шкала Hy (эмоциональной лабильности) | 4,115* | 51,5±7,6 | 54,5±6,0 |
Шкала Pd (импульсивности) | 3,638* | 59,0±8,8 | 56,2±5,2 |
Шкала Mf (мужественности-женственности) | 0,970* | 55,3±9,0 | 54,4±7,5 |
Шкала Pa (ригидности) | 1,448* | 51,6±9,8 | 50,4±6,1 |
Шкала Pt (тревожности) | 1,637* | 56,2±10,0 | 54,8±6,1 |
Шкала Sc (индивидуалистичности) | 4,112* | 59,4±10,4 | 55,6±6,2 |
Шкала Ma (оптимистичности) | 5,483* | 64,7±10,4 | 59,4±7,4 |
Шкала Si (социальной интроверсии) | 8,167* | 47,6±7,4 | 42,5±5,9 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
Рисунок 3 – Средние групповые значения шкал в личностных «профилях» кандидатов на обучение, окончивших медицинское училище и кадетский корпус (военное училище) по методике СМИЛ
Полученные различия свидетельствуют о большем стремлении кадет подать себя в лучшем свете, произвести хорошее впечатление в значимой для них ситуации поступления в военный вуз, показать отсутствие проблем и внутренних трудностей. Ведущая шкала К (коррекции) в профиле шкал достоверности у кадет указывает на достаточно высокую защиту от проникновения в мир внутренних переживаний и может дополнительно свидетельствовать о достаточно высоком развитии мыслительных процессов. Ведущая шкала Ма в общем профиле говорит о достаточно высоком уровне поведенческой активности.
Кроме того, отличительной особенностью кадет, по сравнению с двумя другими группами, являются большая самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в себе и стремление к лидерству.
Характерными особенностями профилей СМИЛ в группах школьников и студентов являются относительные (в пределах абсолютной нормы) «пики» по шкалам Ma (оптимистичности и активности), Sc (индивидуалистичности) и Pd (импульсивности), превышающие значение аналогичных шкал у кадет.
Следует отметить, что указанные особенности у кандидатов из числа «гражданской молодежи» определяются практически всеми специалистами по профессиональному психологическому отбору и являются весьма характерными на протяжении десятка лет и более. В этом возрасте (17-20 лет) для молодежи, стремящейся к воплощению своих жизненных и профессиональных планов, присущи высокие активность и самооценка, настойчивость и эгоцентризм в сочетании со склонностью к размышлениям и критическим оценкам существующих социальных теорий, установок и ценностей, а также - формированием собственных жизненных концепций.
Исследование и сравнительный анализ адаптационных личностных характеристик в группах «школьников» и «студентов» с помощью методики МЛО «Адаптивность» не выявили между ними статистически значимых различий.
В то же время, оценка и сравнительный анализ военно-профессиональной направленности, а также склонности к девиантным поведенческим реакциям (методика ВПП) выявили между кандидатами этих групп ряд достоверных различий. Так, выпускники медицинского училища имели более низкую мотивацию к обучению в вузе и более выраженную склонность к отклоняющемуся поведению (табл. 6, рис. 4).
Показатели | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
студенты (n = 178) | школьники (n = 169) | ||
ВПП («сырые» баллы) | |||
Военно-профессиональная направленность (ВПН) | 3,842* | 5,2±4,4 | 3,6±3,0 |
Склонность к девиантному поведению (ДП) | 2,955* | 13,6±6,9 | 11,4±7,0 |
Суицидальный риск (СР) | 1,967* | 5,7±3,3 | 6,4±4,0 |
Степень волевого контроля (СВК) | 1,985* | 3,0±2,5 | 2,6±2,1 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
Рисунок 4 – Средние значения личностных показателей по методике ВПП в группах кандидатов на обучение, окончивших медицинское училище или среднюю общеобразовательную школу
В отношении кадет групповые сравнения показали, что по показателям личностных адаптационных способностей и предикторам успешности военно-профессиональной адаптации в вузе, они превосходили две другие группы кандидатов на обучение (табл. 7, 8). Так, при сравнении показателей методик МЛО «Адаптивность» (3-й и 4-й уровни) и ВПП1 в группе кадет с аналогичными показателями в группах «школьников и «студентов», практически по всем из них были выявлены статистически значимые различия:
- значение шкалы «Поведенческая регуляция» (ПР) были ниже на 61,4% и 62,0% их значений в группах «школьников и «студентов», соответственно (p ≤ 0,05);
Показатели | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
кадетский корпус (n = 177) | средняя школа (n = 169) | ||
МЛО «Адаптивность» («сырые» баллы) | |||
Поведенческая регуляция (ПР) | 10,198* | 5,8±3,6 | 15,0±11,4 |
Коммуникативный потенциал (КП) | 7,544* | 6,0±2,2 | 8,7±4,3 |
Моральная нормативность (МН) | 8,199* | 5,2±2,3 | 8,1±4,1 |
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) | 10,580* | 16,9±6,6 | 31,8±17,5 |
ВПП («сырые» баллы) | |||
Военно-профессиональная направленность (ВПН) | 8,497* | 1,4±1,1 | 3,6±3,0 |
Склонность к девиантному поведению (ДП) | 2,641* | 9,7±5,0 | 11,4±7,0 |
Суицидальный риск (СР) | 6,485* | 4,1±2,7 | 6,4±4,0 |
Степень волевого контроля (СВК) | 7,130* | 1,0±0,9 | 2,6±2,1 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
- показатели шкалы «Коммуникативный потенциал» (КП) — на 31,3% и 36,5% соответственно (p ≤ 0,05);
- значения шкалы «Моральная нормативность» (МН) — на 36,2% и 41,1%, соответственно (p ≤ 0,05);
- значения интегрального показателя «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) — на 46,7% и 49,3%, соответственно (p ≤ 0,05).
Показатели | tрасч | X±S | |
---|---|---|---|
мед. училище (n = 178) | кадетский корпус (n = 177) | ||
МЛО «Адаптивность» («сырые» баллы) | |||
Поведенческая регуляция (ПР) | 11,384* | 15,5±10,4 | 5,8±3,6 |
Коммуникативный потенциал (КП) | 9,285* | 9,5±4,4 | 6,0±2,2 |
Моральная нормативность (МН) | 12,121* | 8,8±3,2 | 5,2±2,3 |
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) | 12,840* | 33,4±15,8 | 16,9±6,6 |
ВПП («сырые» баллы») | |||
Военно-профессиональная направленность (ВПН) | 11,129* | 5,2±4,4 | 1,4±1,1 |
Склонность к девиантному поведению (ДП) | 6,136* | 13,6±6,9 | 9,7±5,0 |
Суицидальный риск (СР) | 5,061* | 5,7±3,3 | 4,1±2,7 |
Степень волевого контроля (СВК) | 10,045* | 3,0±2,5 | 1,0±0,9 |
Примечания:
X – среднее арифметическое значение;
S – стандартное отклонение;
tтабл = 2,330 – табличная квантиль при групповом сравнении;
* – tрасч ≥ tтабл, т.е. различия признаются статистически значимыми (p ≤ 0,05).
Как указано выше, при сравнительном анализе результатов методики ВПП в группах, у кадет, по сравнению со «школьниками» и «студентами», были также, как и по МЛО «Адаптивность», выявлены более низкие значения показателей всех шкал (табл. 8, рис. 5):
- По шкале «Военно-профессиональная направленность» снижение определялось на уровне 61,6% и 72,9% по сравнению с ее значениями в группах «школьников» и «студентов», соответственно (p ≤ 0,05);
- по шкале «Склонность к девиантному поведению» — на 15,1% и 28,8% соответственно (p ≤ 0,05);
- по шкале «Суицидальный риск» — на 37,0% и 28,5% соответственно (p ≤ 0,05);
- по шкале «Степень волевого контроля» — на 61,5% и 68,5% соответственно (p ≤ 0,05).
Полученные результаты в группе кадет указывают на их более высокую и устойчивую военно-профессиональную мотивацию, более высокий уровень эмоционально-волевого контроля и меньший риск девиантного, в частности суицидального, поведения.
Рисунок 5 – Средние значения личностных показателей по методике ВПП в группах кандидатов на обучение, окончивших медицинское училище или кадетский корпус
Вывод: по результатам проведенного сравнительного анализа в 95% доверительном интервале можно утверждать, что организация довузовской подготовки в военных училищах МО РФ, по сравнению с общеобразовательными и средне-специальными учреждениями Минобрнауки РФ, в наибольшей степени способствует формированию профессионально важных психофизиологических и личностных качеств, соответствующих требованиям обучения и успешной военно-профессиональной адаптации в военном вузе.
1 Следует пояснить, что данные методик МЛО «Адаптивность» и ВПП приведены в «сырых» баллах, поэтому шкалы — «обратные»: высокие значения интерпретируются как более выраженные негативные характеристики, и соответственно, чем ниже «сырые» оценки, тем они в большей степени отражают положительную направленность динамики изучаемых характеристик.
Литература
1. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации. Дисс. докт. психол. наук. - СПб: СПбГУ, 2002. – 555 с.
2. Корзунин В.А., Будко Д.Ю. Сопровождение учебного процесса в вузах с учетом этапа адаптации: Теоретичские и прикладные проблемы клинической психологии. - Санкт-Петербург. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, АЙСИНГ. С.197-200.
3. Церфус Д.Н., Корзунин В.А., Соколиков О.Р. Дифференцированный подход в определении направлений и методов психологической коррекции курсантов военного вуза в начальном периоде обучения // Вестник психотерапии.- № 18 (23).- СПб.: Международный институт резервных возможностей человека, 2006.- С.161- 165.
4. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Актуальные проблемы стандартизации и нормирования критериев профессионального психологического отбора в вузы Минобороны РФ // «Актуальные проблемы военной психиатрии»: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции 09-11 июня 2011 года. – СПб., ГВМУ, ВМедА, 2011. – С.44-47.
5. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. - 128 с