Михаил Буренков,
кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук
Первая подробная работа в России по самоубийствам в Русской армии появилась в 1863 г. Она рассматривала период 1841—1862 г. С этого времени проблема самоубийства не выходила из поля зрения отечественных исследователей. С начала 1930-х гг. до 1989 г. сведения о суицидах имели закрытый характер. В 1990-х гг. они появились в печати. По мнению экспертов, наблюдается значительный рост суицидальных явлений в армейской среде по сравнению с дореволюционным периодом. Одна из главных причин — резкие политические и социальные изменения. Николай Бердяев писал: «В эпоху исторических процессов и переломов, когда целые социальные слои отрываются от своих исторических тел, в которых они родились и жили, самоубийство может сделаться социальным явлением, что и произошло с нашей страной, которая оторвалась от своего исторического тела».
С православной точки зрения «самоубийство — в буквальном смысле грех смертный. Если я совершил какой-то из смертных грехов, у меня есть время покаяться, есть надежда, что Господь простит этот грех. Но самоубийство — это тот грех, который не оставляет времени на покаяние». Согласно религиозным взглядам суицид происходит после того, как утрачена вера в Бога и махровый эгоизм овладевает душой человека. С этим видением согласна и современная психиатрия, рассматривая понятие «вера» как составную часть «общечеловеческих, нравственных ценностей». Приходит деструктивное ощущение ненужности, порочности и бессмысленности жизни, после чего следует самоубийство.
Весной 1914 г. профессор-протоиерей Смирнов в публичной лекции для офицеров армии и флота сказал: «Пусть наша страна превратится в земной рай. Пусть будет установлен наилучший социальный строй. Пусть не будет бедности и нужды, но, если при этом у человека не будет никаких высших ценностей, кроме еды, питья и тому подобного, он все равно придет к той мысли, что жить не стоит, так как свинская жизнь есть бессмыслица и нелепость».
Человек, отрекаясь от высших духовнонравственных ценностей, перестает слышать, образно говоря, голос совести, сводит жизнь только к себе, основным интересом становится получение удовольствий и материальных благ. В итоге суицид становится единственным, как кажется человеку, выходом из безрадостного и угнетающего зацикливания на себе и материальных проблемах.
Известный в XX в. профессор психиатрии Сикорский на основании своих исследований доказал, что в основе суицидальных поступков лежит эгоизм. Самоубийца занят лишь собой, своими страданиями, тяготами и неприятностями. Когда человек погружается в «пучину собственных невзгод», важно, чтобы нашелся рядом кто-то сочувствующий и понимающий. Это не обязательно специалист-психолог. Как правило, это жена, подруга, коллега по работе, командир, просто сослуживец. В последнее время возрастает роль священников в данных ситуациях, конечно в первую очередь для людей верующих или идущих к вере.
Другими социально-психологическими причинами, активизирующими эгоистические чувства и приводящими к суицидам в воинской среде, могут быть: рост психического напряжения современного человека в связи с динамичным темпом развития общества и неспособность самостоятельно справиться с нарастающей психологической нагрузкой; депрессия; трудности адаптации к воинской службе; тяжелые климатические и бытовые условия; служебные перегрузки; несоблюдение уставных отношений, в том числе и со стороны командира; семейные конфликты, проблемы в отношениях с любимым человеком.
Рассмотрим некоторые из этих причин более подробно.
В соответствии с современными психологическими исследованиями психика человека становится все более и более ранимой. Прежде всего это обусловливается информационными перегрузками, большим потоком информации через СМИ и Интернет. Человеку необходимо правильно определить свое отношение к оценкам и стереотипам, которые активно и часто агрессивно ему навязываются. Кроме того, кардинальные, динамичные политические и экономические изменения приводят к необходимости изменения и формирования адекватной для складывающейся ситуации личностной позиции, что требует значительных психических затрат и конструктивного жизненного опыта, которого часто не имеет молодежь и люди до 35—40 лет. Психическую перегрузку людей разного возраста усугубляет социальная нестабильность и, как правило, недостаток материальных средств для жизни. Как следствие, обостряется внутреннее противоречие между уровнем притязаний (т.е. тем, что человек хочет, к чему стремится, что от него часто ждут его близкие, друзья, окружение) и уровнем его возможностей (уровень образования, квалификации; интеллектуальные, коммуникативные, умение дружить и другие способности).
Ситуация усложняется тем, что современное общество, по мнению патриарха гуманистической психологии Карла Роджерса, перекладывает решение большинства проблем экономического, юридического, в том числе психологического, плана на самого индивида. «Похоже, что по мере того, как наша культура теряет свою однородность, она все меньше способна служить опорой для индивида. Он уже не может просто спокойно полагаться на традиции и установки своего общества, обнаруживая, что многие фундаментальные жизненные вопросы и конфликты сосредоточены в нем самом. Каждый человек должен разрешить в себе те вопросы, за которые ранее всю ответственность брало на себя его общество». Таким образом, человеку приходится искать возможность разрешения своих проблем, в том числе внутренних противоречий, самостоятельно.
В настоящее время люди молодого и среднего возраста, которые не имеют хорошо сформированных личностных позиций, а также возможностей получать материальное вознаграждение, которое им бы хотелось, часто нуждаются в психологической поддержке и помощи. Данную работу в военной среде призваны осуществлять прежде всего командиры, офицеры органов воспитательной работы, психологи и медицинский персонал. К сожалению, функции офицеров-воспитателей зачастую тесно переплетаются с кадровой работой, организацией и осуществлением службы. В связи с этим они просто не имеют времени заниматься обучением и воспитанием подчиненных. Система психологического обеспечения российских силовых структур находится на стадии формирования и пока не дает тех результатов, которых от нее ожидают. Представляется, что значительное повышение эффективности работы в области воинского воспитания и психологического обеспечения возможно после укомплектования руководящих должностей в данных сферах деятельности высококвалифицированными специалистами на уровне докторов и кандидатов психологических или педагогических наук. При необходимости представляется целесообразным введение отдельных должностей для этих специалистов, соответствующих уровню их образования. В работе с людьми все решают не просто кадры, а высококвалифицированные кадры.
Основными симптомами депрессии являются снижение настроения от ощущения подавленности до глубокого отчаяния; неспособность испытывать удовольствие, чем-либо интересоваться; потеря интереса к любимому делу, невнимание к членам семьи; неряшливость.
По данным мировой статистики, более 90% лиц, совершивших самоубийство, не страдали какими-либо хроническими заболеваниями, но у большинства из них на момент самоубийства была депрессия. Около половины лиц, совершивших самоубийство, менее чем за месяц до смерти обращались за врачебной помощью. В 80—90% случаев семья, друзья или врач погибшего догадывались о подготовке самоубийства.
Эпизоды депрессии бывают почти у всех. В большинстве случаев они непродолжительные и не считаются болезнью. В то же время 10% населения страдают серьезными депрессивными расстройствами. Около 12% мужчин и 15% женщин хотя бы один раз в жизни лечатся от депрессии.
При обнаружении признаков депрессии необходимо уделить повышенное внимание военнослужащему, побеседовать с ним, выяснить причины, успокоить и при необходимости назначения на службу направлять его в групповые наряды, а не в одиночные. При регулярном появлении признаков депрессии, наличии фактов неадекватного поведения, а также других признаков, о которых речь пойдет далее, существует возможность направить военнослужащего на ВВК для определения степени годности к дальнейшей службе.
При направлении военнослужащих на освидетельствование для определения годности к военной службе необходимо представить в ВВК служебную характеристику. В характеристике должны быть отражены сведения о влиянии состояния здоровья военнослужащего на исполнение им обязанностей военной службы по занимаемой должности, сведения о случаях частых и длительных освобождений от исполнения служебных обязанностей по болезни, мнение о целесообразности продолжения военной службы военнослужащим; при необходимости — факты, свидетельствующие о совершении военнослужащим действий, дающих основание предполагать наличие у него психического расстройства, склонности к злоупотреблению алкоголем или немедицинскому употреблению наркотических веществ, а также мнение о влиянии указанных обстоятельств на выполнение военнослужащим должностных обязанностей.
Необходимо отметить, что эффективная работа по профилактике суицидов не может быть однообразной и прямолинейной. Например, лекции с личным составом на тему «Самоубийства — это плохо» могут привести к росту суицидов, так как напоминают людям, склонным к такому поступку, об их слабости. Это такая тема, о которой необходимо говорить деликатно, искренне и со знанием дела, потому что ценой данных бесед может стать человеческая жизнь. Человеку, склонному к суицидам, писал профессор психиатрии Сикорский, через беседы прививаются ценности, противоположные эгоизму, — о долге, о любви к ближнему, о милосердии и о других нравственных нормах.
Учитывая недостаточно благоприятную для профилактики суицидов обстановку в современном обществе и сложность работы по данному направлению деятельности, для недопущения суицидальных явлений в воинских коллективах желательно осуществлять комплекс мероприятий.
Основные усилия в психологической и воспитательной работе целесообразно направлять на формирование у сотрудников российских силовых структур жизненных целей и мотивов, которые во многом обеспечивали бы не только желание жить, но и бороться за жизнь, т.е. на формирование жизнеутверждающих установок. Примерное описание жизнеутверждающих установок сотрудников российских силовых структур может быть следующим: жизнь стоит того, чтобы жить; жизненные трудности закаляют человека; Господь милостив и не закрывает дверей, не открыв другие; ищите и обрящите. Для формирования данных установок следует активнее использовать такие психологические методы работы, как групповое обсуждение каких-то проблем, «мозговой штурм». Данная групповая психологическая работа, как правило, приводит не только к осознанию важности бороться за жизнь, самому создавать свою жизнь, нести за нее личную ответственность, но и способствует сплачиванию служебных коллективов, образно говоря, психологической подзарядке, энергизации военнослужащих.
При подборе кадров, в ходе психологической и воспитательной работы в подразделениях желательно учитывать факторы риска самоубийства, которые могут встречаться у военнослужащих или кандидатов на службу: 1) психические заболевания — аффективные расстройства и алкоголизм; шизофрения; депрессия и асоциальная психопатия у молодых; 2) особенности личности — вспыльчивость, агрессивность; социальные и психологические факторы — отсутствие поддержки со стороны родных и близких, неизлечимые болезни, утраты; наследственность и особенности воспитания — случаи самоубийств в семье и у близких родственников, семейные конфликты; биологические особенности, диагностикой которых занимается медицинский персонал.
Важно организовать регулярное проведение специалистами психологического тестирования по выявлению лиц с отклоняющимся (девиантным) поведением, а также шире использовать такие продуктивные методы психологической работы с военнослужащими, как проведение тренингов и деловых игр. На постоянной основе проводить встречи и беседы о профилактике суицидов со священниками Синоидального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
При приеме на военную службу по контракту кандидатов с заключением «рекомендуется условно» проводить более тщательное их изучение и при наличии признаков отклоняющегося поведения не допускать к несению службы.
При подборе и назначении сотрудников на должности офицеров-воспитателей и психологов делать акцент на их квалификации (уровень образования, опыт работы), а также наличии склонностей к данному виду деятельности (умение слушать, сочувствовать, вести беседу).
Таким образом, для профилактики суицидов необходимо использовать системный подход и реализовать комплекс мер организационного, воспитательного, медицинского, информационного и психологического характера. Они должны быть направлены на формирование у сотрудников российских силовых структур психологической устойчивости и жизнеутверждающей позиции.
Статья была опубликована в журнале «Вестник границы России».