В.Э. Шаталов
Заместитель Директора
ЗАО «НПЦ«ДИП»
Важнейшей задачей образовательных учреждений всех уровней является формирование у учащихся знаний в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии, как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.
Приоритетное значение подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях закреплено Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании», а также федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.
Первый раз юноши, уже не в учебно-игровой форме (во дворе со сверстниками – играя в войну, дома – увлекаясь компьютерными играми, в школе – в ходе занятий по ОБЖ, военно-патриотических акций «Зарница», «Орленок» и др.), а реально становятся причастным к исполнению воинской обязанности, прибывая в военный комиссариат для постановки на учет. Позволю напомнить, что в соответствии с федеральным законодательством первоначальная постановка граждан на учет проводится в год достижения ими 17 лет и включает в себя мероприятия по их медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору.
Многие юноши впервые узнают о соответствии своего здоровья, морально-деловых качеств, уровня образования, физической подготовленности требованиям для прохождения военной службы, реально получают свой первый учетный воинский документ, в котором записана их годность к военной службе.
Для некоторых родителей сведения о здоровье своих сыновей становятся откровением. Кто-то рад за своего сына – здорового, крепкого юношу, кто-то озадачен, впервые узнав о его проблемах со здоровьем. Руководители образовательных учреждений дают указания взять на заметку учеников с ослабленным здоровьем. И на этом фоне не многие интересуются результатами оценки профессиональной пригодности юношей, поставленных на воинский учет.
А ведь при проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору сотрудники военного комиссариата не просто изучают граждан по имеющимся документам, но и лично беседуют с ними, а также c их родителями, преподавателями, руководителями на производстве. Причем, эта работа начинается с первых дней постановки граждан на воинский учет, когда проводится их психологическое обследование, и продолжается вплоть до отправки граждан со сборного пункта к месту прохождения военной службы.
В ходе психологического обследования у юношей оценивается уровень развития познавательных способностей, особенности психического развития, способность адаптироваться к внешним условиям и, конечно, направленность на выполнение воинского долга, в целом, и на конкретные виды воинской деятельности. В этот период реально оценивается психологическая готовность граждан к исполнению обязанностей военной службы.
В соответствии с требованиями Минобороны России все граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, проходят обследование по трем методикам: «Краткий ориентировочный тест» (КОТ), «S-тест» и «Опросник военно-профессиональной пригодности» (ВПП).
Краткий ориентировочный тест предназначен для исследования структуры познавательных способностей, а также способности индивида к обучению. Задания теста содержат задачи, которые юноши должны были освоить в 9-10 классах. Методика «S-тест» предназначена для оценки способности к оперированию пространственными образами, а также темпа мыслительных операций. Опросник военно-профессиональной пригодности предназначен для получения информации о военно-профессиональной направленности граждан и их личностных особенностях, в том числе нервно-психической устойчивости, как адаптационного свойства психики.
Все сведения, полученные в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору, фиксируются в документах личного дела призывника (учетной карте призывника, листе изучения призывника, регистрационных бланках его психологического и психофизиологического обследования), книге протоколов заседаний комиссии по постановке на воинский учет.
Естественно, такая сложная и объемная работа требует от сотрудников военных комиссариатов соответствующих знаний и опыта практической работы в области психодиагностики. Для облегчения их работы и обеспечения достоверности получаемых результатов Минобороны России оснащает в военные комиссариаты автоматизированными рабочими местами специалиста профессионального отбора (АРМ СПО «Отбор-В»), которые производятся Закрытым акционерным обществом «Научно-производственный центр «ДИП».
АРМ СПО «Отбор-В»
В настоящее время ЗАО «НПЦ «ДИП» является головной организацией по разработке и серийному производству программно-технических средств автоматизации профессионального психологического и психофизиологического отбора и психологического сопровождения деятельности специалистов Минобороны России, ФСБ России, МВД России и ряда других министерств и ведомств. Значительное число разработанных комплексов эксплуатируется в учреждениях и организациях Росатома, Минздравсоцзащиты, образовательных и научных учреждениях, частных фирмах. Более подробная информация содержится на сайте www.multipsychometr.ru
Автоматизация проведения профессионального психологического отбора в военных комиссариатах позволяет значительно облегчить проведение психологического обследования юношей и обработку полученных результатов за счет сочетания индивидуального и группового обследования. А, также, обеспечить высокую надежность результатов, исключив некомпетентность отдельных сотрудников, участвующих в вынесении итоговых заключений о профессиональной пригодности граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Индивидуальное обследование на АРМ СПО |
Групповое обследование с последующей обработкой результатов на АРМ СПО |
Данные автоматизированные средства дают возможность наглядно отразить информацию о каждом прошедшем обследование. А ведь эти сведения имеют и практическую значимость. С их помощью можно установить реальную осведомленность граждан об основах военной службы и оценивать степень их направленности на ее прохождение, оценивать развитость у граждан общих познавательных способностей, их личностные особенности.
Кроме того, реализованные в специальном программном обеспечении, функции статистической обработки данных позволяют проводить анализ всего массива данных, сравнивать различные категории обследованных. Практически, используя эти функции, возможно:
- выявлять динамику изменения мотивации граждан на прохождение военной службы, их способностей к овладению воинскими специальностями и психологических качеств;
- дифференцировать районы, образовательные учреждения по названным показателям;
- оценивать вклад должностных лиц образовательных учреждений в формирование положительной направленности граждан на военную службу, в их подготовку к ее прохождению.
Эти данные, несомненно, представляют интерес для преподавателей, руководителей образовательных учреждений, а обобщенные данные будут интересны руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, участвующих в организации подготовки граждан к военной службе.
В рассмотренном плане поучительным представляется исследование, проведенное несколько лет назад в ходе работы комиссии Минобороны России в одном из районов города Новосибирска. В ходе его для демонстрации информативности данных профотбора сотрудниками военного комиссариата и образовательных заведений были проанализированы результаты психологического обследования не учащейся молодежи, учащихся вечерней школы, профессионального училища, двух общеобразовательных школ и гимназии, в ходе их первоначальной постановки на воинский учет. Для анализа брались средние показатели общих познавательных способностей по методикам «КОТ» и «S-тест», нервно-психической устойчивости по методике «ВПП» и показатель направленности на военную службу по методике «ВПП».
Предусмотренные в АРМ СПО функции паспортизации обследуемых, группировки их по выделенным признакам, а также проведения статистических расчетов и сравнительного анализа позволили без труда получить необходимые результаты.
Дальнейший анализ этих данных показал, что на фоне названных учебных заведений в лучшую сторону выделялась первая общеобразовательных школа. Сильный преподавательский коллектив данного учебного заведения создал здоровую, рабочую атмосферу в школе, сумел привить учащимся интерес к учебе. Как следствие, учащиеся школы показали высокие познавательные способности, хорошую нервно-психическую устойчивость. В этой школе немалое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию учащихся, подготовке юношей к военной службе. В ней оборудован лучший в районе класс по основам военной службы, регулярно проводятся совместные мероприятия с расположенной недалеко воинской частью, команда школы является постоянным участником военно-спортивных состязаний как в районе, так и в области. Об эффективности проводимой работы свидетельствует хорошая направленность учащихся школы на исполнение обязанностей военной службы.
Тот же анализ результатов профотбора позволил выявить и ряд проблемных вопросов в других учебных заведениях. Так, об отсутствии постоянной целенаправленной работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся во второй общеобразовательной школе и гимназии, свидетельствует зафиксированный в них невысокий показатель направленности, причем он оказался меньшим в общеобразовательной школе, где регулярно сменяются преподаватели ОБЖ, как правило, не имеющие представления о военной службе, отсутствуют помещения и учебный инвентарь для проведения занятий по основам военной службы.
Озабоченность вызвали низкие показатели познавательных способностей у не учащейся молодежи, учащихся вечерней школы и профессионального колледжа. Такой уровень знаний для многих юношей неминуемо станет преградой к направлению их для подготовки по военно-учетными специальностями в образовательных учреждениях ДОСААФ, в учебные соединения и воинские части, а, в целом, не позволит в полной мере овладеть воинской специальностью. Все это вызвало вполне понятное сожаление, поскольку именно названные категории граждан показали хорошую направленность к военной службе и, как правило, в большинстве своем они в последующем и призываются на военную службу.
Обратил на себя внимание и удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости неучащейся молодежи, а также учащихся второй общеобразовательной школы и гимназии. Данная ситуация сложилась в результате неблагополучной обстановки во многих семьях юношей, прекративших обучение, и учащихся второй школы (она расположена в микрорайоне в близи от закрывшегося крупного промышленного предприятия). Что касается недостаточного уровня НПУ учащихся гимназии, то это стало следствием высокой нагрузки на учащихся в ходе учебы в гимназии и дополнительных занятий на подготовительных курсах высших учебных заведений.
Полученные в ходе названного исследования аналитические данные, позволили не только выработать рекомендации по совершенствованию подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях, но и предложить конкретные пути по повышению качества обучения в целом в этих учреждениях, определить основные направления по индивидуальной работе с учащимися, испытывающими трудности в психологической адаптации к окружающей действительности.
В ряде субъектов Российской Федерации уже организовано взаимодействие военных комиссариатов, образовательных учреждений, федеральных учреждений «Центры занятости» и других учреждений, работающих с молодежью, по подготовке граждан к исполнению воинского долга, оказанию целенаправленной психологической помощи юношам, которым предстоит пройти военную службу по призыву.
Технические возможности автоматизированных средств профотбора, удобная форма представления результатов обследования, возможность проведения самостоятельных исследований привлекают многих руководителей, преподавателей и психологов образовательных учреждений.
Форма представления результатов психологического обследования с использованием АППДК «Мультипсихометр»
Для проведения психологической работы в образовательных учреждениях ЗАО «НПЦ «ДИП» предлагает аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», который имеет более широкие возможности, чем АРМ СПО «Отбор-В» и, кроме психодиагностики профессионально важных качеств, может применяться при психологическом консультировании, профессиональной ориентации, экспертизе трудоспособности и т.д. Отзывы о работе АППДК «Мультипсихометр» можно найти в глобальной сети Интернет и на сайте www.multipsychometr.ru
Два года назад, в апреле 2009 года, в городе Рязань на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, Президентом Российской Федерации была поставлена задача по дальнейшему развитию системы подготовки граждан к военной службе.
В целях реализации принятых на этом заседании решений распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. №134-р утверждена Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года в рамках которой реализуется целый комплекс мероприятий, направленный на формирование общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе.
В субъектах Российской Федерации в интересах реализации названной концепции разработаны региональные программы допризывной подготовки молодежи, направленные на улучшение подготовки граждан к военной службе, учитывающие единые требования к регионам по вопросам организации подготовки к военной службе и специфику каждого региона, а, также, согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Такой подход к допризывной подготовке молодежи требует согласованных действий государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций по всем возможным направлениям совместной работы. И, в этой связи, результаты профессионального психологического отбора, полученные в ходе первоначальной постановки граждан на воинский учет, должны использоваться в своей работе не только сотрудниками военных комиссариатов, но и всех других заинтересованных учреждений и организаций.
* DIP®, МУЛЬТИПСИХОМЕТР® – зарегистрированные товарные знаки ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП».
Статья была опубликована в журнале «Педагогика безопасности» № 5-6 (июнь) 2011.